Контроль и закрепление знаний по биологии с помощью тренажеров

Завершен

Идея проекта

Участник
Полное название проекта
Контроль и закрепление знаний по биологии с помощью тренажеров
Руководитель
Арсений Волков
Заявлен
15 марта 2018, 13:09
Категории проекта
  • ИССЛЕДУЙ!
  • II ступень
  • На конкурс «Реактор» 2018
Ключевые слова проекта
  • биология
  • память
  • контроль знаний
  • тренировки
  • онлайн-тренажеры
  • кривая забывания
  • Герман Эббингауз
Площадка конкурса
Жуковский
Закрыт
15 марта 2018, 13:33

Объект и предмет исследования

Проблема: нужны технологии, помогающие учащимся (студентам) проверять и закреплять знания по биологии без помощи учителей, репетиторов и родителей.

Гипотеза: если использовать специально подготовленные онлайн-тренажеры, то этот виртуальный помощник будет помогать быстро и эффективно закреплять знания по биологии.

Объект исследования: онлайн-тренажеры по биологии, специально созданные для закрепления знаний по биологии с помощью «кривой забывания» немецкого психолога Германа Эббингауза и размещенные на интернет-сайте в свободном доступе.

Предмет исследования: эффективность использования онлайн-тренажеров среди независимых участников, заинтересованных в контроле и закреплении знаний.


Метод исследования

Выбраны следующие методы исследования: 1) сбор и изучение информации по существующим аналогичным объектам, 2) моделирование своего объекта, 3) наблюдение за объектом и участниками, 4) анкетирование участников исследования.

Результаты проекта

Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу о том, что использование учеником специально подготовленных онлайн-тренажеров будет способствовать прочному усвоению (закреплению) знаний по биологии, а также другим гуманитарным наукам.
Проведенное исследование имело практические результаты: участники исследования проверили свои знания, выявили ошибки (пробелы, недочеты), получили объяснения на свои ответы, уяснили в чем их ошибки и при повторной проверке знаний подтвердили, что знания закрепились (усвоились) на достаточно хорошем уровне запоминания.
Выбор учеников в пользу онлайн-тренажеров вместо онлайн-тестов говорит о спросе в подобном способе проверки и закрепления знаний.
Исследование доказало, что выбранный вариант решения проблемы является эффективным и работоспособным. Информационные технологии могут помочь учащимся в выстраивании системы запоминания большого количества учебного материала с помощью научных закономерностей запоминания ("кривая забывания" Эббингауза).
Выявлены и ближайшие перспективы дальнейшей проработки проблемы. Использование информационных технологий в таком виде во внеурочное время будет способствовать эффективному процессу обучения в школе, отказу от дорогих услуг репетиторов, уменьшению нагрузки на учителя, облегчению взаимопонимания с родителями и прозрачности в вопросах школьного обучения.

Презентация

Презентация Волков Арсений Реактор 2018.pptx

Галерея проекта

План проекта

Лидер проекта
Арсений Волков
1

Сбор и изучение информации о существующих веб-тренажерах, о создании сайтов и их публикации в сети

Исполнитель:
Арсений Волков
Срок:
задача уже завершена
Статус:
выполнена

Описание и инструкции

Изучение существующих веб-тренажеров, таких как «Веб-грамотей», портал «ЯКласс», «Интернет-урок», «Решу ЕГЭ», «Экзамер» и другие.
Изучение вопросов создания сайтов на WordPress, установки и активацию бесплатных тем и плагинов. Изучение вопросов публикации сайта в Интернете, регистрации доменов и услуг хостинга.

Ключевые слова задачи

    Компетенции

    1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
    2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
    3. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
    4. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений
    5. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ
    6. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач
    Приложенных файлов нет
    2

    Моделирование собственного сайта и собственных онлайн-тренажеров по биологии

    Исполнитель:
    Арсений Волков
    Срок:
    задача уже завершена
    Статус:
    выполнена

    Описание и инструкции

    Тренажеры должны имитировать работу учителя (репетитора). Поэтому основными принципами создаваемых тренажеров должны быть: проверка каждого ответа сразу, объяснение правильного ответа, предложение повторить тренировку через 15-30 минут.
    Зарегистрирован домен «контрользнаний.рф», оплачен хостинг и необходимое ПО, создан сайт на WordPress, установлены необходимые тема и плагины (такие как SEO, безопасность и собственно тестирование), загружен контент (вопросы, ответы, объяснения ответов) по биологии.

    Ключевые слова задачи

    • моделирование
    • сайт

    Компетенции

    1. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
    2. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
    3. сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними
    4. владение компьютерными средствами представления и анализа данных
    5. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений
    6. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ
    7. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач
    8. сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях
    Приложенных файлов нет
    3

    Наблюдение за поведением

    Исполнитель:
    Арсений Волков
    Срок:
    задача уже завершена
    Статус:
    выполнена

    Описание и инструкции

    Я сразу отказался от идеи привлекать к участию своих одноклассников и друзей. Отказался от рекламы сайта. Я решил использовать SEO-оптимизациию контента сайта и проводить исследование среди незнакомых мне людей, "приходящих" на сайт через поисковые системы (органический поиск). Для наблюдения за поведением я подключил свой сайт к Google Analytics и Яндекс-Вебмастер. А также следил за статистикой плагина, отвечающего за тренировки.

    Ключевые слова задачи

    • наблюдение
    • статистика

    Компетенции

    1. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
    2. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
    3. сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин
    4. владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
    5. сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними
    6. владение компьютерными средствами представления и анализа данных
    Приложенных файлов нет
    4

    Анкетирование независимых участников

    Исполнитель:
    Арсений Волков
    Срок:
    15 марта 2018
    Статус:
    выполнена

    Описание и инструкции

    Всем участникам, кто указал свой электронный адрес, было предложено принять участие в анкетировании по специально подготовленным вопросам, из анализа которых можно выяснить об эффективности использования онлайн-тренажеров для закрепления знаний по биологии.

    Ключевые слова задачи

    • биология
    • эффективность
    • анкетирование

    Компетенции

    1. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
    2. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
    3. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
    4. владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
    5. сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат
    6. сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними
    7. владение компьютерными средствами представления и анализа данных
    8. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами
    Приложенных файлов нет
    5

    Презентация результатов исследования

    Исполнитель:
    Арсений Волков
    Срок:
    задача уже завершена
    Статус:
    выполнена

    Описание и инструкции

    Наглядная демонстрация результатов научно-исследовательской работы.

    Ключевые слова задачи

    • презентация
    • результаты

    Компетенции

    1. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
    2. в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности
    3. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
    4. владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
    5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных
    6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений
    7. Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов

    Приложенные файлы