Можно ли использовать фруктовый сок как индикатор слабощелочных растворов

Завершен

Идея проекта

Участник
Полное название проекта
Можно ли использовать фруктовый сок как индикатор слабощелочных растворов
Руководитель
Тамара Попова
Заявлен
26 февраля 2018, 09:18
Категории проекта
  • ИССЛЕДУЙ!
  • II ступень
  • На конкурс «Реактор» 2018
Ключевые слова проекта
  • эксперимент
  • индикаторы
  • анализ
  • экстракция
  • рН-метрия
  • статистическая обработка
Площадка конкурса
Детско- юношеский центр Волгограда
Закрыт
17 марта 2018, 17:12

Объект и предмет исследования

Объект исследования - водные экстракты фруктов
предмет исследования - индикаторные свойства пигментов, содержащихся в фруктах.
Цель проекта - изучить индикаторные свойства пигментов, выделенных из нескольких фруктов и найти такие, которые будут изменять цвет в слабощелочных, близких к физиологическим, растворах. Найденные природные индикаторы планируется применять для изучения изменения кислотности слюны под влиянием различных факторов, например при жевании жевательной резинки.

Метод исследования

эксперимент
экстракция
рН-метрия
фотоколориметрирование
статистическая обработка
анализ

Результаты проекта

Главным результатом проекта стало формирование команды из школьников разных школ и разного возраста, в которой ученики старших классов - 10 и 11, помогали ученикам 5 и 7 классов. Сначала мы изучали 7 фруктов (каждый свой), но в процессе работы оставили наиболее интересные и это важнейшее качество ученого - делиться информацией и работать на общее дело.
Мы убедились, что антоцианы, экстрагированные из разных фруктов по разному меняют окраску в кислой, нейтральной и щелочной среде, создавая множество оттенков, так как содержат несколько видов молекул.
Экстракты малины и смородины и винограда, способны показать изменения рН слюны и могут быть добавлены в жевательную резинку для детекции ее кариесогенности.
Информация о том почему изменяется цвет жевательной резинки и чем это опасно для зубов поможет предупредить детей об угрозе кариеса.
Мы думаем, что если в жевательную резинку добавить фруктовый сок, она станет более полезной, красивой и безопасной.

Презентация

можно ли использовать фруктовый сок как индикатор слабочелочных растворов.pptx

Галерея проекта

План проекта

Лидер проекта
Евгений Фролов
1

приготовить водные экстракты их фруктов, имеющих яркую окраску и проверить их индикаторные свойства в сильнокислой и сильнощелочной среде.

Исполнитель:
Даниил Великанов
Срок:
не установлен
Статус:
выполнена

Описание и инструкции

Взвесить 5-10 г растительного сырья, измельчить ступкой, перенести в стакан, поставить его в водяную баню на 10 мин. По истечению этого времени, достать стакан с экстрактом и отфильтровать.
Затем приготовить для испытания раствора 3 пробирки и подписать их (1,2,3). Добавить пластиковой пипеткой по 2 мл: в 1-воду,во 2-кислоту, а в 3-щёлочь.
Добавить в каждую пробирку несколько капель фруктового экстракта и заполнить таблицу с наблюдениями.

Ключевые слова задачи

  • наблюдение
  • фильтрование
  • взвешивание

Компетенции

  1. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
  2. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой
  3. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ
  4. владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата
  5. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления

Приложенные файлы

    2

    Определение значения рН в точке изменения цвета экстракта методом титрования.

    Исполнитель:
    Гавриил Акимочкин
    Срок:
    не установлен
    Статус:
    выполнена

    Описание и инструкции


    Для определения точки перехода рН, раствор содержащий 10 мл фруктового экстракта и 20 мл воды титровать 0,1 молярным раствором NaOH. рН измерять прибором рН метром. Определить в какой цвет будет окрашиваться раствор в слабощелочной среде.

    Ключевые слова задачи

    • титрование

    Компетенции

    1. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
    2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
    3. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач
    4. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач
    5. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ

    Приложенные файлы

      3

      Определение значения интенсивности окраски титруемого раствора фруктового экстракта при изменении рН

      Исполнитель:
      Степан Елизаров
      Срок:
      не установлен
      Статус:
      выполнена

      Описание и инструкции

      Провести повторное титрование, во время которого при изменении рН титруемого раствора на 0,5 измерять интенсивность выбранной( по результатам 1 титрования) окраски на фотоэлектроколориметре.
      Заполнить протокол измерений и наблюдений.

      Ключевые слова задачи

        Компетенции

        1. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
        2. владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы
        3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач
        4. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ
        5. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления

        Приложенные файлы

          4

          найти значение рН, при котором меняется цвет экстракта смородины при защелачивании среды.

          Исполнитель:
          Евгений Фролов
          Срок:
          не установлен
          Статус:
          выполнена

          Описание и инструкции

          построить в программе Exel график зависимости интенсивности окраски экстракта винограда от рН среды.
          Определить точку рН, в которой происходит переход цвета
          Определить точку перехода - такое значение рН, при котором экспериментальный раствор имеет максимальное увеличение интенсивности изучаемой окраски.

          Ключевые слова задачи

          • анализ

          Компетенции

          1. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
          2. владение компьютерными средствами представления и анализа данных
          3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач
          4. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач
          5. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления
          6. Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов
          Приложенных файлов нет
          5

          найти значение рН, при котором меняется цвет экстракта винограда при защелачивании среды.

          Исполнитель:
          Юрий Скворцов
          Срок:
          задача уже завершена
          Статус:
          выполнена

          Описание и инструкции

          построить в программе Exel график зависимости интенсивности окраски экстракта винограда от рН среды.
          Определить точку рН, в которой происходит переход цвета
          Определить точку перехода - такое значение рН, при котором экспериментальный раствор имеет максимальное увеличение интенсивности изучаемой окраски.

          Ключевые слова задачи

          • анализ

          Компетенции

          1. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
          2. владение компьютерными средствами представления и анализа данных
          3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач
          4. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач
          5. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления
          Приложенных файлов нет
          6

          найти значение рН, при котором меняется цвет экстракта малины при защелачивании среды.

          Исполнитель:
          Анна Скворцова
          Срок:
          не установлен
          Статус:
          выполнена

          Описание и инструкции

          Построить в программе Exel график зависимости интенсивности окраски экстракта малины от рН среды.
          Определить точку рН, в которой происходит переход цвета
          Определить точку перехода - такое значение рН, при котором экспериментальный раствор имеет максимальное увеличение интенсивности изучаемой окраски.

          Ключевые слова задачи

          • анализ

          Компетенции

          1. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
          2. владение компьютерными средствами представления и анализа данных
          3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач
          4. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач
          5. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления
          6. Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов
          Приложенных файлов нет
          7

          подготовить презентацию по результатам проведенного исследования

          Исполнитель:
          Леонид Верле
          Срок:
          10 марта 2018
          Статус:
          выполнена

          Описание и инструкции

          Подготовить презентацию, используя макет конкурса Реактор для категории Исследуй
          отразить цели, задачи проекта, дизайн исследования, материалы и методы, результаты и выводы.

          Ключевые слова задачи

          • презентация
          • результаты

          Компетенции

          1. владение компьютерными средствами представления и анализа данных
          2. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
          3. сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов
          4. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления
          5. Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов

          Приложенные файлы